Как бы мы ни старались изменить этот мир к лучшему, представляя в своих фантазиях розовых единорогов в окружении толпы улыбающихся людей, хлопающих в ладоши и пускающих слюнку от блаженства, на практике выходит полная ерунда. Люди продолжают страдать, воевать и ненавидеть друг друга, назло всем сердобольным и любителям MDMA. Давайте разберемся, почему так происходит и как можно этого избежать.
Как амигдала подкидывает нам проблемы
Так уж вышло, что каждый человек обладает инстинктами: мы имеем древние структуры мозга в пущем объёме и маленький отдел — высокоуровневую систему мозга, делающую из нас разумных и дающую способность противостоять злу, не поддаваясь животному началу, которое порой ведёт к печальному концу.
По базовым эмоциям, рождающимся в структурах древнего мозга, мы все равны. Их функция — сберечь нашу жизнь. Наши предки эволюционировали вместе с этими структурами далеко не в самых приятных условиях (важно было вовремя идентифицировать опасность и порой предсказать её), оттого и базовых негативных эмоций гораздо больше, чем позитивных. Блаженные добряки и те, кто пренебрегал тревогой опасности, имели самые низкие шансы на выживание. Мир до последних нескольких веков редко когда сохранялся надолго, и жизнь состояла из бесконечной череды войн с чужаками.
Cклонность к негативизму служит эволюционной адаптивной целью, помогая нам безопасно исследовать окружающую среду, избегая при этом опасных ситуаций (из научной статьи «Не все эмоции одинаковы: склонность к негативизму в социально-эмоциональном развитии»).
Короче говоря, враги и угроза были везде и всюду, и как следствие, деление на «своих» и «чужих», что актуально и по сей день. Например, показано, что способность воспринимать различия между расовыми группами развивается в течение первого года жизни, а в возрасте 2−3-х лет у ребёнка активируется миндалина (часть лимбической системы, которая запускает реакции страха и агрессии), если ему показывают фото людей, которые не являются его ближайшим окружением, и максимально она активируется, когда ему демонстрируют фото людей других рас. Это все подсознательные реакции, которым одарили нас миллионы предыдущих поколений.
Миндалевидное тело участвует в обработке стимулов, которые имеют приобретенное эмоциональное значение на основе предыдущего опыта, и играет роль в чувствительности к значимым сигналам окружающей среды (из статьи, опубликованной в Journal of Cognitive Neuroscience).
Как деление на «своих» и «чужих» приводит к конфликтам
Большую часть истории люди, существующие вне группы «своих», были обречены. Изгнанным было тяжело прокормиться, состояться в обществе, продолжить род вне общества. Человек — существо общественное, и страх чужого мнения — это тот же инстинкт! Ведь ранее стоило как-то не так посмотреть и сделать что-то не по феншую, и ты обречен… в лучшем случае на казнь, в худшем — на изгнание. Повторюсь, общество «своих» и стремление в нем пребывать — это инстинкт. И логично, что процветание и спокойствие этой группы «своих» — тебе на руку, и ты за них ратуешь.
Так вот, любая манипуляция, вплоть до государственной пропаганды, всегда бьет по инстинктам в обход неокортекса (высшей системы мозга). В этой манипуляции зачастую участвуют «свои» и «чужие» (враг), и «свои» в данном случае выставляются жертвами. Если «своим» что-то угрожает, инстинктивно мы воспринимаем, что это угрожает нам.
В спокойное время «свои» — это достаточно узкая группа: знакомые, друзья, родственники. Во времена угрозы понятие «свои» расширяется до пределов города, народа, государства, при этом враг может и не представлять никакой опасности по факту. Здесь главное — взыграть на эмоциях и инстинктах, как делалось это во времена Третьего Рейха, когда велась пропаганда идеи о том, что люди живут плохо из-за евреев, в руках которых сосредоточены капиталы. Иногда пропаганда опускалась до того, что евреев представляли как источник биологической опасности, разносчиков инфекций
Интеллект — всему голова!
«Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм» — эти слова принадлежат виртуозу нацистской пропаганды, правой руке Гитлера, Йозефу Геббельсу. Цель этой статьи — несколько повысить ваш интеллектуальный статус, показав, хоть и упрощенно, как легко манипулировать сознанием.
Развитие интеллекта развивает структуры высших отделов мозга, не позволяет людям превращаться в ненавидящих в друг друга животных. Развитие эмоционального интеллекта развивает зеркальные нейроны, укрепляя межчеловеческие связи, позволяет бережно относиться к человеческой жизни! Хотите мира во всем мире — начинайте с себя! Развивайте интеллект, прежде всего, эмоциональный. Психотики, коими является большая часть политиков, интеллектуальны, но не в эмоциональном плане.
Любая приверженность социальной общности и группе порождает выброс окситоцина у ее участников. И даже если это движение имеет крайне негативное основание под собой, объединение против общего «врага» — окситоцинит.
Известный как «гормон любви», окситоцин способствует установлению парных связей, а также социальной связи с членами группы. Окситоцин позволяет людям вносить свой вклад в эффективность и процветание группы, даже если это подразумевает исключение посторонних или причинение им вреда. Окситоцин не только способствует просоциальности (поведению, направленному на помощь окружающим), он участвует во многих формах социального поведения, от поощрения доверия, щедрости и сотрудничества до обострения зависти, недоверчивость и агрессивного поведения (из статьи, опубликованной в научном журнале eLife).
Когда социальные сигналы в окружающей среде интерпретируются как «безопасные», окситоцин может способствовать просоциальности, но когда социальные сигналы интерпретируются как «небезопасные», окситоцин может способствовать более защитным и, по сути, «антисоциальным» эмоциям и поведению. Аналогичным образом, окситоцин, по-видимому, способствует таким агонистическим (воинственным) тенденциям у людей, которые хронически предрасположены смотреть на социальную среду неопределенно и/или негативно (например, люди с пограничным расстройством личности, тревожным типом привязанности и/или подвергшиеся жестокому обращению в детстве) (из статьи «Роль окситоцина в социальных связях, регуляции стресса и психическом здоровье: обновленная информация о сдерживающем влиянии контекста и межличностных различий»).
Травля кого-либо группой лиц, мародерство и преступные группировки даёт их участникам в принципе позитивные базовые эмоции, но за всем этим кроется низкий интеллект, в том числе эмоциональный.
Пользуются ли этим? Конечно! Пока мир будет построен на восприятии «свой-чужой», будут войны, неприязнь. Возможно ли этого избежать? Да, воспитывая будущее поколение без деления всего на черное и белое, а развивая эмоциональный интеллект, вводя философию и социологию как базовые науки, которые помогают выстроить мировосприятие более многомерно.
Подчинение авторитету: как это работает
В феврале проводила в своем блоге в Instagram опрос «Хотите ли вы снять с себя бремя ответственности за свою жизнь и действия?», в котором утвердительно ответили более 50% аудитории. Это вполне объяснимо: мы с детства подвластны авторитетам старших, более компетентных и статусных людей, вверяя им большую часть ответственности за себя, подражая им своими действиями.
За историю развития науки проводилось немало любопытных экспериментов, например, эксперимент Хофлинга. Суть в следующем: человек звонил по межбольничной линии медсесетре и, представляясь доктором, просил её ввести пациенту 20 мг Астротена (несуществующее лекарство, придуманное для эксперимента), убеждая, что оформит все необходимые бумаги позже. В шкаф с лекарствами были заранее подложены пузырьки с этикетками «Астротен» и дополнительной пометкой, что максимально допустимая доза — 10 мг.
Медсёстры изначально не должны были выполнять поручение доктора, поскольку, во-первых, установленная максимальная доза препарата на этикетке — 10 мг, что в два раза меньше той, которую попросил ввести врач; во-вторых, согласно кодексу поведения больницы, медсёстры должны подчиняться только врачам, которых они знают и не должны были выполнять поручение, которое им сказал неизвестный доктор по телефону; в-третьих, препарат не состоял в листе лекарств, назначенных на тот день, а документы на введение препарата должны были быть оформлены заранее.
Результаты: 21 из 22 медсестёр были готовы вколоть опасную дозу лекарства пациентам (не пугайтесь, в ампулах был обычный физраствор)! Эксперимент показал, что большинство людей склонны подчиняться авторитету, невзирая на опасность и большую вероятность причинить вред.
Даже в современном мире мы склонны наделять авторитетом людей, вышестоящих по социальной лестнице, не подвергая их слова сомнению. И довольно часто эти люди не являются сами по себе экспертами, а порой являются очевидными психотиками, которые пытаются затронуть ваши базовые эмоции, по большей части страх. Кстати, страх — это эмоция, которую лучше всего понимает мозг.
Манипуляции всегда апеллируют к лимбической (древней эмоциональной) системе мозга и способности подчиняться авторитету. Авторитеты хороши для мозга тем, что снимают ответственность. На войне люди убивают других людей, ибо государство снимает с них ответственность… Но бывает и иначе!
Исторический факт — Рождественское перемирие. Когда 24 декабря 1914 года на Западном фронте Первой мировой войны в канун католического Рождества случилось непредвиденное: без всякого приказа (в ход пошел эмоциональный интеллект!) солдаты враждующих сторон выбрались из траншей, чтобы поздравить друг друга с Рождеством. Британцы и немцы обменивались сигаретами, подарками, фотографировались вместе, даже играли в футбол.
Вместо P.S.
Человек не должен убивать человека — это однозначно зверство! Как бы вам не пытались вменить обратное манипуляциями! Каждый достоин жить в мире и согласии, и для этого в современном мире есть все условия и возможности! Политика и дипломатия сегодня на то и нужны, чтобы всё решать без человеческих жертв! Пока люди лишь разменная монета в угоду власти — будет происходить полная ерунда! Человеческая жизнь не может быть оценена никакой компенсацией со стороны государств! Её главы должны уметь договариваться, ибо народ платит им зарплату, а не вот это вот всё.
За каждым «врагом» стоит обычный человек, который не хочет умирать, у которого есть семья. Почему при эпидемии мы вдруг озадачились жизнью каждого, а сейчас отправляем молодых мальчишек на смерть?! Двойные стандарты!